Психолого-педагогические помехи в деятельности учителя. (Тема 2)

Страх и интерес как понятие Существуют разные трактовки понятия"страх". Ряд авторов под ним понимают чувство чувство зависимости или потери. Страх следует рассматривать не только на уровне чувств, но и разума человека. Авторами"Философского энциклопедического словаря" страх трактуется как"отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищающим ею ценностям идеалам, целям, принципам и т. Определяя роль страха в структуре духовного мира человека, отметим, что более эмоциональным является состояние ужаса человека. Кроме того, следует различать тревогу и испуг.

"Чего боится молодой учитель"?

Биологической обусловленности онтогенеза эмоций Ч. Эмоции - врожденные, наследственно заданные стереотипные реакции организма, биологически обусловленная генетическая программа. Невозможность целенаправленного влияния на эту сторону психической жизни, ограничение внешних факторов и педагогического влияния на эмоциональную сферу ребенка Социальной обусловленности онтогенеза эмоций Э.

Любые эмоциональные проявления детей - результат предварительного научения, воздействия социального окружения. Игнорируются индивидуальные проявления детей, субъективность эмоциональных реакций, роль внутренних условий как важных предпосылок эмоционального развития Рассмотрение социального и биологического факторов в единстве П.

Молодые педагоги в сферу дополнительного образования почти не приходят , а если К году желание работать в педагогике не уменьшилось.

Количественная и качественная обработка результатов. Понятие страх в психолого-педагогической литературе. Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В. Овчарова рассматривает страх, как эффективное эмоционально заострённое , отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [18, . Таким образом, проанализировав разные трактовки понятия страха, мы остановили свой выбор на определении данном В.

Юрчук, так как оно отличается полнотой, точностью и современностью. Поэтому в своей работе мы будем опираться на это определение.

К трудностям, с которыми сталкиваются преподаватели в своей профессиональной деятельности, можно отнести страхи фобии , затруднения в общении, стереотипы, педагогические мифологемы, личностно-профессиональные деформации и др. Остановимся на них подробнее. Сохань составила список основных социальных страхов преподавателя: Мазниченко, нормальный уровень тревоги и страха в любой деятельности необходим:

Место педагогики высшей школы в системе педагогических наук. Традиционно в системе поможете преодолеть страх. (боится отвечать .

Амурска Если бы не страх, нас давно бы на свете не было, поскольку он помогает избежать опасных ситуаций и предотвратить их возникновение. Поэтому бояться в каком-то смысле полезно. Нормальный, естественный страх не является чрезмерным, он управляем с помощью разума и логики. Но в психологической и медицинской литературе много говорится о фобиях, которые поражают своим разнообразием.

фобии кардинально отличаются от нормального страха тем, что их крайне сложно иногда, даже совсем невозможно контролировать. Так, в словаре практического психолога под ред. Головина фобия определяется как болезненное навязчивое неадекватное переживание страхов конкретного содержания [1, с. Иное определение дается в словаре конфликтолога: Наконец, в философском словаре под фобией понимается навязчивый страх, связанный с некоторыми объектами или действиями [3, с.

Обобщая всё вышесказанное, предлагаем следующее определение фобии: Нормальный уровень тревоги и страха необходим в любой деятельности, так как он сопутствует росту и развитию специалиста. Но если страх становится неуправляемым и существенно ограничивает деятельность, то он превращается в фобию. В предлагаемых размышлениях мы несколько отступим от классического понимания фобии как нервного расстройства и рассмотрим педагогические фобии как боязнь определенных педагогических явлений или действий, приводящую к избеганию некоторых ситуаций, ограничению профессиональной деятельности.

Описывая педагогические фобии начинающих преподавателей, мы придерживались классификации предложенной М.

Проблема детских страхов — наиболее опасных из всех эмоций у детей дошкольного возраста

Количественная и качественная обработка результатов. Понятие страх в психолого-педагогической литературе. Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.

Актуальные педагогические проблемы, их классификация и специфика . психического развития конкретной возрастной группы учащихся; проблемы страха и стресса в учебном процессе и потребность .. педагог высшей школы.

Введение Проблема сочетания страха и интереса в педагогическом процессе является мало исследованной. Прежде всего, следует указать на слабый уровень исследованности духовности современного общества, его нравственных начал. Это нанесло большой урон развитию общественных наук, таких, как философия, политология, история, экономика, педагогика. В последние годы ситуация изменилась. Обращают на себя внимание усилия философов и экономистов в исследовании, соответственно, сущности страха и интереса.

Особые усилия при этом целесообразно направлять на исследование вопросов сочетания страха и интереса в педагогическом процессе. Ряд авторов под ним понимает чувство чувство зависимости или потери. Но страх следует рассматривать не только на уровне чувств, но и разума человека. Именно об этом писал в одной из своих работ В.

По его мнению, эмоции в том числе и страх необходимо сводить либо к чувственной, либо к когнитивной интеллектуальной сфере. Представление страха в виде эмоций является принципиально важным шагом на пути познания сущности человека, его образа.

/ ПЕДАГОГИКА

Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся помощи взрослых. Хорошо, если ребенок получит возможность более или менее открытого выражения своих чувств через различные символические средства: Поскольку, как уже говорилось, дети не проявляют вовне свои переживания, родители часто не представляют их силу и значимость для ребенка. Педагогу трудно что-либо сделать для подростка со страхом самовыражения, кроме понимания и принятия его таким, какой он есть.

Можно предложить ученику проявить себя косвенно: Поэтому речь должна идти не о моральном развитии ребенка, а о формировании уверенности в себе, с одной стороны, и самоконтроля — с другой.

arrow Педагогика arrow Педагогика высшей школы Профессиональная устойчивость в педагогической деятельности не является врожденной. страха перед аудиторией, умение регулировать свои эмоциональные состояния.

Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе…………………………………………….. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка……………………………………………………………….. Способы коррекции детских страхов……………………. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………… Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия.

Детские страхи: причины возникновения и особенности психолого-педагогической коррекции

Индивидуальный педагогический стиль деятельности преподавателя. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Педагогическая позиция преподавателя Позиция от лат.

Педагогические способности преподавателя как основа формирования производственного обучения / Н.В.Кузьмина. – М.: Высшая школа, .. Итак, определенная доля страха в педагогической деятельности полезна.

Скачать Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми. Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате неудовлетворения важных потребностей. Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит.

Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения. Повышенная тревожность мешает ребенку общаться, то есть взаимодействовать в системе ребенок-ребенок; ребенок-взрослый, формированию учебной деятельности, в частности постоянное чувство тревожности не дает возможности формированию контрольно-оценочной деятельности, а контрольно-оценочные действия являются одним из основных составляющих учебной деятельности.

А также повышенная тревожность способствует блокированию психосоматических систем организма, не дает возможности эффективной работе на уроке.

Педагогическая психология (лекция 6)